Общая | Октябрь 22, 2018,16:24
Взаимодействие с агрессивными детьми
Для оптимизации конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков предлагаю вашему вниманию некоторые правила.
Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию. В тех случаях , когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима , целесообразны следующие позитивные стратегии :
- простое игнорирование реакции ребенка , подростка ;
- выражение понимания чувств ребенка «Я понимаю , что тебе обидно» ;
- переключение внимания или предложение какого-либо задания ;
- позитивное обозначение поведения «Ты злишься потому , что ты устал».
Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении) , а не на личности ребенка и подростка.
Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Анализируя поступок , важно ограничиться обсуждением только актуального поведения ребенка (подростка) , по принципу «здесь и сейчас» , избегая анализа других поступков.
В ряде случаев необходимым является установление с агрессивными детьми обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы:
1. Констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно».
2. констатирующий вопрос : «Ты злишься ?»
3. раскрытие мотивов агрессора : «Ты хочешь меня обидеть ? Ты хочешь демонстрировать силу?»
4. «Я -сообщение» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне не нравится , когда со мной говорят в таком тоне» , «Я напрягаюсь , когда кто-то громко кричит».
5. Апелляция к правилам : «Ты нарушаешь правило»
Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции.
Педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.
Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями , то он:
- не подкрепляет агрессивное поведение;
- демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
- сохраняет партнерские отношения , необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.
Основная задача взрослого , сталкивающегося с детско-подростковой агрессией , - снизить напряжение ситуации.
Типичные действия взрослого , усиливающие напряжение и агрессию , включают в себя:
Повышение голоса , демонстрацию власти : «Учитель здесь пока еще я» , агрессивные позы и жесты , сарказм , насмешки , нотации . проповеди , угрозы или наказания . придирки , придирки . передразнивание. Некоторые из этих реакций могут остановить проступок , но на короткое время.
Правило 5. Обсуждать проступок.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение детей и подростков всякий раз , когда оно превышает допустимый порог. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки , а только после того , как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.
Правило 6. Сохранять положительную репутацию.
Ребенку , тем более подростку , очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка «Ты неважно себя чувствуешь» , «Ты не хотел его обидеть» , что не распространяется на индивидуальную беседу;
- не требовать полного подчинения , позволить подростку выполнить требование взрослого по своему;
- предложить ребенку-подростку компромисс.
Часто ученики используют «свои способы» сохранения самоуважения , такие как:
- «тянут» несколько секунд , прежде чем согласиться;
- строят гримасы , выполняя вашу просьбу;
- перед тем , как подчиниться , говорят что-то типа «не хочу , не буду» , чтобы последнее слово осталось за ними.
Если позволить им подчиняться «по- своему» , инцидент будет исчерпан скорее.
Правило 7. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитателя «контролируемой агрессии» - это демонстрирование моделей поведения , альтернативных агрессивному.
Альтернативное поведение , направленное на снижение напряжения ситуации . может включать в себя следующие приемы:
- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- тайм-аут – предоставление возможности ребенку ,подростку успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- использование юмора;
- апелляция к правилам.
Наибольшая польза от этих приемов в том , что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого , соответствие словам его невербальных реакций.
Упражнение : «Цель – полюбить неприятного человека».
Инструкция : «Увидеть хорошее в самом неприятном человеке. Вкратце опишите этого человека , затем расскажите , что в нем хорошего. Группа следит , чтобы рассказ о хороших качествах плохих людей не сопровождался негативными формулировками».
Подготовила педагог-психолог Пилипчук Л.В.
Следующая | Предыдущая | Трекбэки (0)