Общая | Октябрь 31, 2018,13:57
Вырастить одарённого ребёнка, маленького гения - одно из самых страстных родительских желаний.
Но как измерить степень таланта? И можно ли вообще это сделать? Является ли этот дар „искрой Божьей” или же все в наших руках, и при определенных условиях мы сами можем развить способности и таланты, скрытые в наших детях?
Кто же такой одаренный ребенок? Одаренный ребенок – это ребенок, который, как правило, обладает яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Уровень развития одаренности – это всегда результат взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Одаренность ребенка, как говорилось ранее, может проявляться в различных сферах.
Рассмотрим основные виды одаренности (по одной из классификаций).
Виды одаренности |
Составляющие |
Как проявляются |
Академическая |
Мотивационно-личностные |
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способность к обучению |
Успешность в освоении программного |
|
Творческая |
Художественная |
Проявление фантазии в творческих |
Вокальная одаренность |
Умение понимать и воспроизводить |
|
Литературная |
Хорошая речевая фантазия, умение |
|
Артистическая |
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать |
|
Конструкторская |
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, |
|
Психомоторная |
Спортивная одаренность |
Высокие спортивные показатели в |
Хореографическая |
Чувство ритма, музыкальный слух, |
|
Коммуникатив- |
Социально-личностная одаренность |
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, |
Лидерская одаренность |
Умение организовать сверстников на |
Мозг ребёнка - не чистый лист, а неисчерпаемый источник потенциальных возможностей и способностей, заложенных природой с рождения. Родителям необходимо лишь развить по максимуму эти способности и возможности, имеющиеся практически у каждого малыша. Специалисты считают, что всестороннему развитию ребёнка способствуют три основных фактора: спорт, игры и обучение.
СПОРТ, ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ.
На основании многолетних исследований учёные из Чикаго пришли к мнению, что занятия физическими упражнениями способствуют образованию в мозгу новых межклеточных соединений между нейронами, благодаря чему интеллект ребёнка существенно повышается. По мнению нейрофизиологов, именно количество этих самых синапсов определяет меру гениальности любого человека.
ИГРЫ
Для полноценного развития ребёнка ему с самых первых дней жизни необходимы прикосновения материнских рук, совместные игры , разговоры и музыка. Через игру ребёнок, во- первых, учится общаться, во – вторых , развивает оба полушария мозга, отвечающие за абстрактное и логическое мышление, в- третьих, формирует у себя новые навыки и умения.
ОБУЧЕНИЕ
А вот с обучением в раннем детском возрасте желательно не « переборщить». Девизом родителей должно стать: «Не учить, а знакомить».
Конечно, многое зависит от генов, однако вы можете помочь своему ребенку раскрыть свой потенциал по-максимуму. Главное – желание, терпение и несколько простых правил:
Поощрять игры
Очень важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил в играх – это развивает любопытство, которое является ключом к успешному усвоению информации об окружающем мире. Интерес ко всему, что происходит вокруг, поможет в будущем получать удовольствие от обучения.
Много читать
Ребенку нужно как можно больше читать, даже если он ещё совсем маленький – независимо от возраста, его мозг активно обрабатывает информацию. Словарный запас, которым ребёнок владеет в возрасте двух лет, соответствует количеству слов, услышанных им с первых дней жизни. С каждой прочитанной книжкой словарный запас ребёнка увеличивается, а языковые способности улучшаются.
Вовлекать ребёнка в разговор
Активное общение и правильная передача информации способствуют эмоциональному и языковому развитию ребенка. Непременно следует вовлекать малыша в разговор, использовать вопросы вместо утверждений. Это привлечет его внимание, ведь дети очень тонко чувствуют интонацию.
Позитивная, дружественная интонация пробуждает любопытство, тогда как негативные эмоции и приказы подавляют его.
Делать ребёнка собеседником
Общаться с детьми следует так, словно они полноценные собеседники. Говорить нужно медленно, используя короткие фразы, жесты и мимику, чтобы придать больший вес словам. Это поможет малышу распознавать и усваивать языковые модели, которые он будет использовать в речи.
Исключить посторонний шум
Фоновый шум (например, работающий телевизор) мешает ребёнку отличать звуки, которые ему нужно воспринимать, от ненужных. Не следует ставить телевизор в комнате малыша. Исследования показали, что дети, в спальнях которых есть телевизоры, больше склонны к полноте и менее успешны в школе.
Заниматься музыкой
И вовсе не для того, чтобы вырастить великого музыканта, а для общего развития. У детей, которые на протяжении трёх лет учились играть на музыкальных инструментах, развиваются способности, не связанные с музыкой. Что еще очень важно: обучение музыке улучшает память.
Заниматься творчеством
Любое творчество развивает воображение и тонкую моторику ребёнка. Поэтому ребенку нужно предоставить всё необходимое для рисования, вырезания, аппликаций и т.д. Хорошо, когда творческие занятия становятся регулярними, и у ребенка есть возможность в полной мере проявить себя.
Показывать и рассказывать
Во время прогулок ребенку нужно рассказывать обо всём вокруг, привлекать его внимание к интересным объектам, объяснять звуки и запахи – делать каждую прогулку уроком об окружающем мире. Очень полезно показывать, как меняется окружающая среда: листья желтеют, цветы расцветают, тесто превращается в хлеб и т.д.
Избегать безликих обучающих фильмов
Исследования показали, что дети, которые смотрят такие безликие видео, обладают меньшим словарным запасом чем те, кто их не смотрит. Детская психика настроена на восприятие речи живого человека, на наблюдение за выражением лица. А в этих видео, как правило, звучит только голос, и слова воспринимаются детьми как поток бессвязных звуков.
Не быть слишком настойчивыми
Слишком стараясь сделать из малыша гения, причем поскорее, можно ему только навредить. Не стоит заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, или заниматься чем-то одним. Важно учитывать интересы и таланты ребёнка, развивать и поощрять их, а не заставлять его изучать всё и сразу против его воли.
Спешить медленно и быть достойным примером
Ребенка невозможно заставить развиваться слишком быстро. С ним нужно разговаривать медленно и часто повторять слова, особенно в первый год жизни. Нужно быть внимательным и делать всё правильно. Не следует повторять неправильно сказанные ребёнком слова. Родители – главный пример ребенка для подражания. Так старайтесь действительно им быть!
Подготовила педагог-психолог Пилипчук Л.В.
Следующая | Предыдущая | Трекбэки (0)